Путешествие по реке Каме. Часть 1. От Перми до Чайковского

IMG_1356.jpg

В ближайших планах моего ЖЖ до конца лета — Урал, Урал, и ещё раз Урал. :)) Челябинск, красоты Урала близ Красноуфимска Свердловской области, а ещё фотообзор Камы — от истока до устья в трёх частях на основе фотографий прошлых лет. Начнём именно с него.

Кама — крупнейший приток Волги, несущий к ней с Урала громадную массу воды. Официальная длина Камы сегодня — 1805 километров (если считать окончанием реки Камский залив Куйбышевского водохранилища), а до создания водохранилищ протяжённость Камы составляла более 2000 километров (от истока до места слияния Камы и Волги, затопленного теперь Куйбышевским морем). Кама настолько велика, что при встрече с Волгой в 70 километрах к югу от Казани, она по многим параметром даже больше великой русской «матушки-реки», поэтому многие люди (особенно, конечно, на Урале), любят говорить, что на самом деле не Кама впадает в Волгу, а ровно наоборот — Волга в Каму.  Но об этом мы ещё поговорим, а пока — предлагаю вашему вниманию небольшое фотопутешествие по Каме. Верховья Камы в этот раз оставим за скобками (но я немного напишу про те места), а начнём мы от Перми и далее вместе пройдём 900 км по Каме до места её слияния с Волгой.

Кама берёт начало из ключей в центральной части Верхнекамской возвышенности в одном из самых отдалённых уголков Удмуртской глубинки и далее в верховьях течёт по достаточно малонаселённым уголкам Удмуртии и Пермского края. В верховьях Кама несколько раз меняет направление своего течения — вначале она течёт на север, затем — на восток и по мере приближения к главному Уральскому хребту поворачивает к югу, делая таким образом большую петлю. Затем (уже после Перми) река сохраняет направление течения с севера на юг, постепенно беря всё более на запад. После слияния с Белой (своим самым крупным притоком) Кама течёт практически строго на запад, сохраняя это направление до своего слияния с Волгой.

В верхнем течении Кама течёт через густые леса Предуралья, течение реки быстрое, русло извилистое. В связи с особенностями грунтов цвет воды в Каме — тёмно-бурый. Уже с самых первых километров своего пути с Урала к Волге Кама принимает многочисленные притоки и быстро набирает мощь. В верхнем течении в Каму впадают Весляна, Коса, Пильва, Уролка и другие реки.

Чуть выше устья Вишеры находится посёлок Керчевский, где в 1930-1980-е находился один из крупнейших в мире лесосплавных рейдов. В советское время по Каме сплавлялось огромное количество леса: в верховьях — молевым способом (россыпью), а далее в огромных плотах. Посёлок Керчевский был центром и главным отправным пунктом лесозаготовок и лесосплавной промышленности на Урале — в навигацию всё русло реки от берега до берега было забито молевым лесом, который тут обвязывали и собирали в гигантские многокилометровые плоты для дальнейшего сплава. Целый город на воде! В связи с природоохранными мероприятиями в период с 1960-х по 1980-е объём лесосплава в бассейне Камы сократился почти втрое, а с 1995 года и вовсе был запрещён. Сегодня лес по Каме перевозят только на грузовых судах, и уже не в таких огромных количествах, как лет 50 назад.

А далее Кама встречается с Вишерой — одним из крупнейших своих притоков и одной из самых живописных рек Урала. Вишера — крупнейший приток Камы в её верхнем течении. При этом (как и в случае с Волгой и Камой), уральские краеведы часто любят говорить, что не Вишера впадает в Каму, а наоборот, Кама в Вишеру. При встрече реки действительно сопоставимы, но Кама всё-таки чуть больше: 1) Кама несёт в среднем порядка 550 кубических метров воды в секунду, а Вишера — 460; 2) Длина Камы от истока до места встречи с Вишерой — порядка 700 км, а длина Вишеры — 415 км; 3) На стороне Вишеры разве что строение долины — при встрече двух рек Кама подходит к Вишере под углом и в дальнейшем как бы принимает её направление. В любом случае, объединившись с Вишерой, Кама становится могучей рекой — ранее от места слияния с Вишерой заканчивалась Верхняя Кама и начиналось её среднее течение. Сегодня ниже устья Вишеры начинается Камское водохранилище, поэтому границу Верхней и Средней Камы правильнее проводить по плотине Камской ГЭС, расположенной в Перми.

Камское водохранилище огромно — оно было образовано в 1954 году плотиной Камской ГЭС, поднявшей уровень воды в Каме на 20 метров, и протянулось по реке на 370 километров. На берегу водохранилища находятся крупные промышленные города Урала — Соликамск и Березники (центры Березниковско-Соликамского промышленного района добычи и переработки калийных солей, производства различных минеральных удобрений, магния и пр.; по ряду предприятий — монополисты на российском рынке). В Камское водохранилище впадает около 40 рек, в том числе могучая Чусовая с Сылвой. До образования водохранилища Сылва впадала в Чусовую в 20 километрах перед её впадением в Каму; сейчас устья Чусовой и Сылвы превратились в длинные заливы Камского моря: по Чусовой подпор воды распространяется на 153 километра, а по Сылве — на 120.

Камская ГЭС находится в северных районах Перми, и на расположенное выше неё Камское водохранилище можно съездить — например, на электричке от центра Перми до микрорайонов Голованово или Лёвшино. Там интересные места — Чусовской залив, бывшее место впадения Чусовой в Каму, Камская ГЭС и уникальные сооружения шестикамерного судоходного шлюза.

1. В центре Перми Кама — очень мощная река.

IMG_1356.jpg

2. Круизный теплоход возвращается из очередного рейса. Речные круизы очень популярны на Урале — и в советское время, и в 90-е, и в начале 2000-х, и сейчас. По состоянию на 2019 год, из Перми работают 7 теплоходов, совершающих многодневные круизы до Астрахани, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга и городов Поволжья. Регулярно заходят в Пермь круизные суда и из других регионов.

IMG_1357.jpg

3. А теперь совершим небольшое путешествие из Перми на Камское водохранилище. Камская ГЭС мощностью 550 МВт — первая из трёх гидроэлектростанций на Каме. Она была построена в 1949 — 1956 годах и расположена в северной части Перми (выше центра города).

IMG_1359.jpg

4. Камская ГЭС — совмещённого типа (т.е. водосливная плотина совмещена со зданием ГЭС, в котором находятся агрегаты). По сооружениям плотины проходят также автомобильная и железная дороги.

IMG_1360.jpg

5. Напорный фронт земляных сооружений Камской ГЭС жарким летним днём. Вдали — монументальная диспетчерская башня судоходного шлюза.

IMG_1361.jpg

6. Диспетчерская башня и мосты через судоходные шлюзы.

IMG_1362.jpg

Пермский шлюз имеет очень необычную конструкцию — он шестикамерный, то есть суда преодолевают 20-метровый перепад высот между верхним и нижним бьефами шестью небольшими ступенями водной лестницы (на других ГЭС Волжско-Камского каскада для преодоления перепада высот плотин устроены одноступенчатые шлюзы, а на Нижегородской, Жигулёвской и Волжской ГЭС — двухступенчатые). Необходимость устройства шестикамерного шлюза (шесть ступеней по 3-4 метра) была обусловлена тем, что в 1940-1950-е годы, когда проектировалась и строилась ГЭС, выполнялся колоссальный объём лесосплава с верховьев Камы и её притоков, и «пологая» конструкция шлюзов была обусловлена необходимостью пропуска не только судов, но и огромных плотов с лесом. Причём для транспортировки плотов вдоль сооружений шлюза была устроена специальная железная дорога с небольшими электровозами (наподобие такой, как на гигантских шлюзах Панамского канала). Пермский шлюз — двухниточный. В советское время по одной из ниток шлюза осуществлялся пропуск судов, а по другой — плотов с лесом. С начала 1990-х годов сплав леса в плотах по Каме практически прекратился, и в последние годы работала только одна нитка шлюза (с 1994 по 2015 год — только восточная, а западная была закрыта из-за аварии; в настоящее время работает восстановленная западная, а восточная — на плановой реконструкции).

7. Восточная (слева) и западная (справа) нитки Пермского шлюза — взгляд вниз. На фото хорошо видна железная дорога с локомотивами вдоль судопропускных сооружений.

IMG_1363.jpg

8. Восточная (справа) и западная (слева) нитки Пермского шлюза — взгляд вверх.

IMG_1365.jpg

9. Сухогруз покидает шлюз и выходит в Камское водохранилище.

IMG_1366.jpg

Камское водохранилище распространяется вверх по руслу Камы на 370 километров, а по её крупному притоку Чусовой — на 153 километра. Место впадения Чусовой в Каму находится непосредственно выше плотины Камской ГЭС — сегодня оно заполненно водохранилищем, которое распространяется как по Каме, так и по Чусовой. Место где когда-то встречались реки, сегодня можно узнать по большой скале, которую видно на следующем фото.

10. Камское водохранилище. Мыс на месте слияния Камы и Чусовой. Слева вдаль за мысом (куда направляется судно) — Кама, а правее — Чусовая.

IMG_1367.jpg

11. Крупнее. Сегодня место впадения Чусовой в Каму, затопленное Камским морем, выглядит так (Кама уходит за мыс).

IMG_1368.jpg

12. А теперь прогуляемся немного вдоль Чусовой, а сегодня — огромного Чусовского залива Камского водохранилища. Через Чусовую близ её впадения в Каму построено два моста — один железнодорожный…

IMG_1372.jpg

13. …А второй — автомобильный.

IMG_1373.jpg

14. Буксир направляется вверх по Чусовой.

IMG_1374.jpg

15. Чусовая (Чусовской залив Камского водохранилища). Взгляд вверх по реке. За дальним поворотом в Чусовую впадает Сылва — её крупнейший приток. Низовья Сылвы, как и Чусовой, на 100 с лишним километров затоплены водами Камского моря, образовав Сылвинский залив длиной 120 километров. Если низовья Чусовой и Сылвы сегодня превращены в море, то выше по течению — это по-прежнему бурные и потрясающе красивые реки Урала. А сплав по Чусовой на рафтах или байдарках — это классика Урала на все времена!

IMG_1375.jpg

16. Плакат из прошлого на стене одного из двухэтажных деревянных домов.

IMG_1376.jpg

17. На берегу Чусовского залива.

IMG_1377.jpg

18. Пора возвращаться в Пермь. Далее  — фотографии Камы от Перми до Чайковского, сделанные с борта большого круизного теплохода.

IMG_1511.jpg

19. Отправляемся из Перми и берём путь вниз по Каме. В черте города берега реки соединяют три моста (четвёртый переход — по плотине Камской ГЭС). Камский железнодорожный мост расположен на главном пассажирском ходу Транссибирской магистрали и построен в 1897-1899 годах. В 1919 году один из его пролётов был взорван отступавшими войсками Колчака и затем восстановлен красноармейцами. В 1953 году мост был реконструирован — были расширены опоры и на них установлены фермы под второй железнодорожный путь, а в конце 1980-х была выполнена ещё одна реконструкция — прослужившие 100 лет старые «царские» фермы первого пути были заменены новыми пролетными строениями.

IMG_1530.jpg

20. Пермский железнодорожный мост через Каму и фирменный поезд N1 Москва — Владивосток на главном пассажирском ходу Транссиба.

IMG_1532.jpg

21. Ниже железнодорожного моста берега Камы соединяет Красавинский мост — это совсем новый мост, открытый в 2005 (первая очередь) и 2008 (вторая очередь) годах на западном обходе города.

IMG_1546.jpg

Непосредственно ниже Камской ГЭС и Перми начинается следующее на Каме Воткинское водохранилище, образованное в 1962 — 1964 годах плотиной Воткинской ГЭС, расположенной у города Чайковский. Подпор воды от Воткинской ГЭС распространяется вверх по Каме до плотины Камской ГЭС, расположенной в 365 километрах выше по течению. Долина Камы сжата в этих местах предгорьями Уральских гор, поэтому Воткинское водохранилище на большей части своей длины от Перми до Чайковского — неширокое и напоминает скорее мощную реку, и лишь ближе к плотине Воткинской ГЭС разливается настоящим морем. Далее на фото — фотографии Воткинского водохранилища от Перми до Чайковского.

22. Ближайшие окрестности Перми.

IMG_1548.jpg

23.

IMG_1569.jpg

24. Церковь Троицы в селе Нижние Муллы.

IMG_1585.jpg

25. Встречный сухогруз класса «река-море».

IMG_1589.jpg

26. Ещё одна красивая церковь на берегу Камы.

IMG_1594.jpg

27. Берега Воткинского водохранилища довольно крутые и покрыты лесами.

IMG_1604.jpg

28. Пейзажи Предуралья.

IMG_1606.jpg

29.

IMG_1609.jpg

30. Уральская тайга.

IMG_1622.jpg

31.

IMG_1634.jpg

32.

IMG_1636.jpg

33.

IMG_1638.jpg

34.

IMG_1639.jpg

35. Длина Воткинского водохранилища по руслу Камы — 365 километров. Теплоход преодолевает этот путь в среднем за 15 часов. Так, например, если судно отправляется из Перми утром, то к Воткинскому гидроузлу подойдёт заполночь. Ближе к плотине водное пространство расширяется, берега становятся заметно дальше.

IMG_1640.jpg

36. Воткинская ГЭС — вторая ступень Камского каскада, построенная в 1955 — 1965 годах. Мощность станции — 1035 МВт, то есть она почти в два раза мощнее Камской ГЭС, расположенной выше по течению. Во время строительства станции рядом со стройплощадкой возник Чайковский — рабочий посёлок гидростроителей, который в 1962 году получил статус города. Сегодня Чайковский — районный центр Пермского края с населением более 80 тысяч человек.

IMG_1641.jpg

37. Судоходный шлюз Воткинского гидроузла — двухниточный однокамерный.

IMG_1643.jpg

38. Чайковский шлюз — самый глубокий на магистральных водных путях России. В этом исполинском колодце суда опускаются (поднимаются) на 23 метра. И весь перепад высот осуществляется «одной ступенью», в одной камере шлюза. А среди всех шлюзов бывшего СССР Чайковский шлюз занимает третье место по глубине — после шахтных шлюзов ДнепроГЭС (Запорожье, Украина — напор 38.2 метров) и Усть-Каменогорской ГЭС (р. Иртыш, Казахстан — напор 39,8 м). В колодце Чайковского шлюза трёх- и четырёхпалубные круизные теплоходы кажутся совсем маленькими — если поставить два теплохода один на другой, то надстройка верхнего теплохода будет лишь едва видна из «колодца». :))

IMG_1644.JPG

Кстати, как происходит шлюзование в самом глубоком шлюзе бывшего СССР — на ДнепроГЭСе в Запорожье — можно также почитать у меня в журнале.

Во второй части речь пойдёт о следующем участке Камы — от Воткинской до Нижнекамской ГЭС, который от Чайковского до Сарапула проходит в живописных естественных берегах, а далее — по Нижнекамскому водохранилищу. Мы увидим место, где в Каму впадает река Белая — текущий из Башкирии её крупнейший приток, по устью которой проходит граница Средней и Нижней Камы; а также коснёмся истории Нижнекамского водохранилища, которое до сих пор не заполненно до проектного уровня.

В третьей части — описание заключительного отрезка Камы — её низовий, от Нижнекамской ГЭС до места слияния с Волгой.  Следите за обновлениями! :))

Источник: uritsk.livejournal.com

Сохранить
Рассказать
Класс!
Отправить

Самые читаемые записи в Живом журнале.

Эксклюзивные статьи и публикации постоянных авторов нашего сайта.