«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Что это? И не надо кивать на произведения Босха: он в 16-м веке умер, это чистой воды эпоха Возрождения уже. Нас же интересует истинное Средневековье, мрачное такое все и готичное. Червивое!

(Как-то я подзабросила перетаскивать в любимую константную жж-шечку посты, понаписанные мною в пошлый яндекс-дзен. Ну, вот еще один, перегружаю для полноты собрания сочинений).
1825184 800 - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Картина, называемая «Мёртвые любовники» (Les amants trépassés) была создана около 1450 года. Имя автора не сохранилось, по манере сегодня ее приписывают анониму по прозвищу Ульмский мастер.

Место хранения картины: Музей изобразительных искусств, Страсбург (Франция)
Strassburg Frauenhaus Museum verstorbenes Liebespaar um 1470 Brunswyk 28201429 - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Она поражает своим необычным подходом к обнажённому телу: то, что должно по идее возбуждать и радовать взор, здесь превращено в настоящий хоррор. Поскольку нарисованы тут не молодые красавцы, а пожухлые старики, причем, кажется, уже пожираемые могильными червями (несмотря на вполне живое выражение глаз).

Dead Lovers lady - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Для нас подобное изображение мужчины и женщины ассоциируется обычно с Адамом и Евой — и традиционно такие картины служат для воспевания человеческой красоты. Но не в случае наших «Мёртвых любовников», которые по контрасту с шаблоном шокируют еще сильнее…

Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева». Ок. 1507
D094D18ED180D0B5D180. 22D090D0B4D0B0D0BC D0B8 D095D0B2D0B0222C 1507. D09FD180D0B0D0B4D0BE2C D09CD0B0D0B4D180D0B8D0B4 - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Идея этой аллегорической средневековой картины состояла в том, чтобы напомнить тому, кто на нее смотрит: жизнь — это тлен. Все мы умрем, причем достаточно скоро. Зритель, глядя на это безобразие, должен был как бы медитировать на тему того, что все земное — тщета, суета сует. В том числе и тело, здоровье, молодость.

Ужас от картины увеличивается от того, что глаза персонажей еще горят разумом, а вот тело их уже жрут насекомые, черви, змеи.

У беззубой старухи высохшие груди свисают самым жалким образом, а на причинном месте сидит огромная жаба — символ гадости и мерзости.

1825505 original - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Белые тряпки, которыми они пытаются прикрываться — это саван.

Удивительное дело, но эта картина является частью диптиха (вторая половина в Кливленде, США). На первой створке изображена молодая парочка изящных возлюбленных, которые только что обручились.

Germania meridionale2C coppia di sposi2C 1470 ca. 01 - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Молодые люди одеты, и это еще раз напоминает нам о символике наготы в религиозном искусстве. В христианской живописи целью обнаженного тела отнюдь не было вызвать приятные сладострастные ощущения (как это станет в искусстве Нового времени). Нет: нагота обозначала смерть, переход в иное состояние. Потому что на том свете никому одежда уже не требуется. Поэтому, если на картине, например, был изображен умирающий (одетый), то душа, излетающая от его уст и поднимаемая в небеса ангелами писалась в виде обнаженного младенчика.

Этот же диптих своей символикой напоминает зрителю о том, что все мы из стадии юных счастливых любовников (слева) перейдем в ту стадию, которая изображена справа. И останемся в ней намного-намного дольше…

Bridal Couple 2B The Dead Lovers - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Источник: shakko-kitsune.livejournal.com

Сохранить
Рассказать
Класс!
Отправить

bg headerwide1 10 800 - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

bg headerwide1 10 800 - «Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья